Статья вторая
Дыхательная гимнастика.
Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми решает следующие задачи:
Повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма заболеваниям дыхательной системы.
Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо и кровообращения в легких, а также деятельности сердечно – сосудистой системы.
Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произношением:
гласных звуков ( а-а-а, у-у-у, о-о-о ),
шипящих согласных ( ш, ж ).
Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме ( « жужжит пчела», « гудит пароход», « стучат колеса поезда и пр. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнений упражнений.
Тренировке дыхания способствуют дошкольникам естественные движения: дозированные ходьба и бег.
Для правильного выполнения детьми дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук ( далее и. п.):
положение « руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких;
положение и движение рук на уровне головы и выше содействуют активизации дыхательной функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы.
Чтобы увеличить интерес детей к дыхательным упражнениям, создать позитивный эмоциональный настрой, к каждому упражнению подобраны короткие стихи.

« Петушок » Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- поднять руки в стороны ( вдох )
2- хлопать руками по бедрам « ку-ка – ре- ку » ( выдох ) до 6 раз.
« Дыхание» Тихо - тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1 - медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться – прекратить и сделать паузу длительностью 4 сек.
2 - плавный выдох через нос. 2 раза
« Гуси летят » Гуси высоко летят
На детей они глядят.
И. п. - пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- руки поднять в стороны ( вдох )
2- руки опустить вниз со звуком « г-у-у-у» ( выдох) до 8 раз
« Вырасти большой » Вырасти хочу скорей
Добро делать для людей.
И.п. - пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- поднимать руки вверх , потянуться, подняться на носки ( вдох )
2- опустить руки вниз, встать на всю ступню ( выдох ) до 4 раза
Произносить « у -х –х –х ».
« Воздушный шар поднимается вверх» Ты, как шарик, полети,
Сверху землю огляди.
И.п.- пятки вместе, носки врозь, одну руку положить между ключицами и внимание на них и на плечах.
1- поднять плечи и ключицы ( вдох )
2- опустить плечи и ключицы ( выдох ) до 6 раз.

«Гудок парохода» Прогудел наш пароход
В море всех он нас зовет
И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- через нос с шумом набрать воздух
2- задержать дыхание на 1-2 сек
3- с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные « трубочкой », со звуком « у-у-у » ( выдох удлинен) до 6 раз.
« Барабанщик» Мы слегка побарабаним
И сильнее сразу станем
И.п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе
1- присесть, похлопать по коленям ( выдох)
2- вернуться в и.п. со звуком « бам- бам - бам» ( вдох ) до 6 раз.
« Часики » Часики вперед идут,
За собою нас зовут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1- взмах руками вперед – « тик » ( вдох )
2- взмах руками назад – « так » ( выдох ) 2 раза.
Ашека С.А. руководитель физического воспитания